+7 499 390-45-25 Пн-Пт 10:00 - 21:00 Сб-Вс 11:00 - 21:00

САМЫЙ ОГНЕОПАСНЫЙ СПОРТ. ПОЖАРОТУШЕНИЕ В ДРЭГ-РЕЙСИНГЕ

Птичка нам донесла, что мы недостаточно раскрыли тему пожаротушения, не рассказав отдельно про такой огненный род гонок, как дрэг.

Мы решили это исправить. Жёстко и по существу, потому что с огнём шутки плохи.

Итак, от чего может зависеть выбор системы пожаротушения для дрэг-рейсинга?

Основное – класс автомобиля и тип топлива. То есть, ЧТО горит и В ЧЁМ горит.

Все ссылки на технические листы, списки, стандарты даны в конце статьи.

Если регламент не устанавливает другое, приоритетом являются правила FIA (которые почти целиком дублирует РАФ).

Классы пожаров

На некоторых моделях систем пожаротушения с омологацией указано, для каких типов пожаров она подходит.

FIA в Техническом списке №52 указывает классификацию пожаров/возгораний:

Класс I - Бензин (по определению п. 9 статьи 252 Приложения J 2014 года)

Класс II - Бензин + до 30% этанола

Класс III - Дизельное топливо в соответствии с п. 9 статьи 252 Приложения J 2014 года

Класс IV - Этанол до 100% или метанол до 100%

Класс V - Любое другое специфическое топливо

Класс можно определить и по цвету этикетки: класс I - белая, класс II - желтая, класс III - серебряная, класс IV - зелёная, класс V - бирюзовая. Золотая этикетка – система подходит для тушения нескольких классов горючего.

Классы пожаров (американская версия)

На огнетушителе также могут находиться подобные знаки с буквами.Они используются для следующей классификации:

Класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов (дерево, ткань, бумага, резина, многие пластмассы, …)

Класс B – пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов

Класс C – пожары объектов, которые находится под напряжением электрического тока

Класс D – горение металлов и металлосодержащих веществ. (титан, магний ,...)

Эти значки имеют только дополнительное информирующее значение.

Примерно 100% систем пожаротушения в любом случае подходят для тушения пожаров класса В – связанных с топливом.

Основные требования (омологация, объем)

Согласно общим правилам для дрэг-рейсинга от FIA:

Обязательна установка системы пожаротушения, прописанной в правилах конкретного класса.

В категориях, где не требуется система пожаротушения,  рекомендуется наличие ручного огнетушителя у пилота и/и каждого члена экипажа (с сухим химическим или углекислотным агентом, объемом минимум 1,13 кг)Для промодов, Top Fuel, Top Methanol, Funny Car, Pro Stock и Top Methanol Funny Car обязательно использование системы с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или SFI 17.1.

Для переднемоторных автомобилей с открытым кузовом с наддувом или турбонаддувом (бензин или метанол), проходящих гонку за 7,49 секунды (*4,49) или быстрее, обязательна система с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1 весом 8,5 кг.

Во всех остальных автомобилях должны быть установлены системы пожаротушения с возможностью активации изнутри/снаружи. Также во всех остальных автомобилях допустимо использование пожаротушащих агентов полного затопления, если они не запрещены местным законом. Сюда входят: пена AFFF, 4Fire Universal, FX G-TEC, Viro3, порошок или любое пожаротушащее вещество, разрешенное FIA.

Минимальный объем вещества должен быть следующим:

•  AFFF – 2,4 л

•  Novec 1230 – 2 кг

•  Порошок – 2 кг

Далее – больше подробностей о правилах для отдельных классов.

Правила для промодов:

Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны располагаться перед каждым блоком выпускных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и располагаются у ног пилота.

Правила для топ-метанола:

В случае, когда пилот находится за двигателем, обязательна система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1.

Правила для топ-метанола funny car:

Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны распологаться перед каждым блоком выпускных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и распологаются у ног пилота

Правила для pro-stock:

Система минимум 2,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1. 

Двигатель автомобиля должен выключаться при активации системы пожаротушения.

Правила для funny car:

Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны располагаться перед каждым рядом выхлопных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и располагаются у ног пилота

Правила для top fuel:

Система минимум 2,3 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16;  или  с омологацией SFI 17.1.

Слово РАФ

  •  Установка системы пожаротушения  обязательна при использовании системы впрыска водно-спиртовых растворов

  •  Разрешены к использованию системы, указанные FIA и SFI

  •  Если не запрещено регламентом соревнования, разрешено использование системы пожаротушения РАФ СПА (AFFF/AR)

  •  Запрещено применение хладоновых систем пожаротушения (хладон оказывает токсическое воздействие на организм человека и отрицательно воздействуют на озоновый слой Земли) 

  •  Все баллоны должны раз в два года проходить осмотр и сервисное обслуживание у дилера
Системы пожаротушения для разных групп подготовки и разного времени прохождения дистанции (ET): 

- Рекомендовано наличие СП на кузовных автомобилях с неизменённой топливной системой с ЕТ до 11 секунд 

- Обязательно наличие СП на кузовных автомобилях с неизмененной топливной системой с ЕТ до 11 секунд в случае установки системы закиси азота с направлением в зону впускного коллектора

-  Обязательно наличие СП на кузовных автомобилях с ЕТ от 11 до 7,5 секунд, во всех закрытых транспортных средствах быстрее 8,00 секунд (1/4 мили) и, если изменена оригинальная топливная система, СП должна быть объемом минимум 4 кг и иметь омологацию РАФ, FIA или SFI

- Обязательно наличие СП для автомобилей с ЕТ быстрее 7,5; в драгстерах типа Top Fuel с двигателем спереди, всех ТС с турбонаддувом с закрытым стекловолоконным или композитным кузовом, которые проходят дистанцию быстрее, чем за 8,99 (¼ мили), обязательно наличие в кабине СП с объемом минимум  9 кг и омологацией FIA, SFI или РАФ

Стандарт SFI 17.1 (а наш текст про системы пожаротушения –  здесь)

SFI разрешает использовать только жидкие и газообразные агенты.

Система пожаротушения должна обеспечивать тушение пожара класса В (пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов).

Список производителей и моделей, разрешенных к использованию SFI, можно найти здесь. Согласно ему, разрешены системы с холодным огнём, газами Novec 1230 и FE 36, пеной AFFF и FireXPlus/GemFoam.

Запрещены сухой, углекислотный и галоновые агенты.

В стандарте SFI требования к объему не указаны.

Общие правила для систем с омологацией SFI 17.1:

  • Системы пожаротушения должны проверяться и обслуживаться минимум один раз в два года 
  • Осмотр и обслуживание в полевых условиях  разрешены исключительно представителем производителя или его уполномоченным агентом
  • Максимальный срок службы системы – 6 лет с даты первоначальной установки, после чего она должна быть возвращена дилеру для переработки и утилизации. Перезаправлять систему за 6 лет можно максимум 6 раз
Напоминаем про здравый смысл:

  • наличие системы пожаротушения в дрэг-рейсинге в 99.999% случаев обязательно
  • механизм активации располагается в зоне немедленного доступа пилота и/или члена экипажа
  • любая модификация систем пожаротушения запрещена и ведёт к аннулированию сертификации
  • в дрэге-рейсинге при активации содержимое баллонов должно быть полностью выпущено, частичный выпуск не допускается

Правильная установка

Основное сопло (сопла) должно быть направлено так, чтобы защитить пилота. Система делится так, чтобы не более двух третей вещества распылялись в моторный отсек через сопла, расположенные перед каждой серией выхлопных труб и направленные на двигатель. Остальная треть вещества должна распыляться в кабину пилота через сопло(а), находящееся рядом с рулевой колонкой и направленное на пилота согласно рекомендациям производителя (но не в голову пилоту). Во всех системах пожаротушения распыляемое содержимое должно быть разделено на части согласно рекомендациям производителя. 

Ссылки на документацию:

FIA. Технический список  N°16 –  все омологированные FIA модели систем пожаротушения. 

FIA. Технический список N°52  – омологированные FIA системы с газообразным агентом, с характеристиками.

FIA. Технический список №6 – омологированные FIA системы с AFFF,  с характеристиками.

FIA . Приложение J 2023 года к статье 253 об оборудовании безопасности

SFI. Стандарт 17.1

РАФ. Технические требования к автомобилям для дрэг-рейсинга. Приложение №6 27, 2023

РАФ. Приложение 6 к КиТТ – Одобренные РАФ системы пожаротушения для спортивных автомобилей (СПА)

Другие статьи