+7 499 390-45-25 Пн-Пт 10:00 - 21:00 Сб-Вс 11:00 - 21:00

ПОДГОРАЕТ? ГИД ПО СИСТЕМАМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Любая гонка это мероприятие повышенной огнеопасности. Бортовые топливные и электрические системы, тепло в моторном отсеке, воспламеняющиеся жидкости повсюду – всё буквально напрашивается на возникновение пожара, если бы не одно но – абсолютная подготовленность гонщиков к соблюдению максимально возможных мер безопасности. Одним из ключевых аспектов безопасности является огнетушитель или системы пожаротушения, о которых мы и поговорим.

И сразу хотим оговориться – ответ на вопрос “какой огнетушитель нужен мне” прежде всего стоит искать в регламенте вашей дисциплины или соревнований! Если вам интересно разобраться в различиях, читайте дальше.

Ручные огнетушители

Закрепляются в легкодоступном месте в салоне автомобиля – обычно под водительским креслом или в пространстве для ног у штурмана. При использовании удаляется предохранительный штифт, и огнетушитель активируется ручным спусковым механизмом. 

Ручные модели продаются с кронштейном, который крепится минимум двумя болтами. Сам огнетушитель фиксируется быстросъемными хомутами. Огнетушитель нужно устанавливать перпендикулярно направлению движения автомобиля, чтобы он не вылетел из крепежа.photo_2020-03-18_15-53-17.jpgМы не рекомендуем использовать обычные порошковые/углекислотные ручные огнетушители в качестве основной меры противопожарной безопасности, даже если вы просто гоняете на трек-днях или участвуете в любительских соревнованиях, где наличие системы пожаротушения необязательно. Рассчитывать на то, что вы достанете огнетушитель, снимете его с кронштейна, направите и активируете в считанные секунды – слишком большой риск, поэтому гораздо безопаснее использовать системы пожаротушения.

Системы пожаротушения

Служат как более постоянный элемент интерьера гоночного автомобиля. Так же, как и ручной, крепится на кронштейн.

В комплект системы пожаротушения входят заряженный баллон, трубки, форсунки, крепеж и прочее, все необходимое для установки системы в автомобиль. Баллон уже нет нужды располагать рядом с пилотом, так как активировать систему можно нажав на кнопку пульта электронной системы или потянув за трос, если система механическая. Пожаротушащая жидкость распрыскивается через установленные форсунки. Как правило, требуется установить несколько в зоне пилота и штурмана, несколько в моторном отсеке и в багажнике, около топливного бака.

! Не модифицируйте изначальную комплектацию огнетушителя путем добавления дополнительных насадок, т.к. это снизит эффективность его работы и лишит систему омологации при ее наличии.

Системы пожаротушения могут быть механическими и электрическими в зависимости от способа активации. 

Механическая система приводится в действие с помощью троса с Т-образной рукояткой. Обязательно нужно располагать трос в пределах досягаемости водителя, а также на внешней стороне автомобиля следует разместить дублирующий трос, обычно рядом с изолятором батареи под маркировкой "E" для облегчения доступа маршалов.

image7.jpg! Механические системы пожаротушения оснащаются  предохранительным механизмом против случайного срабатывания, не забывайте снимать его каждый раз при заезде на трек.

image6.jpgВ электрических системах тросы заменены на кнопки. В целях безопасности рекомендуется, чтобы источник электроэнергии для системы пожаротушения был отделен от других цепей автомобиля. Дополнительно лучше иметь возможность проверки целостности системы срабатывания.

fire-system-tech-page-top-header-GT4-button.jpg Механический или электрический?

Электрические системы обычно дороже, но имеют больше преимуществ, чем механические. В электрической системе можно использовать столько пусковых кнопок, сколько вам нужно, при этом баллон можно располагать в любом месте – даже в багажнике, с отдельными кнопками для водителя, штурмана и маршалов. Электрический пожаротушитель легче устанавливать и можно тестировать. Но при этом большинство электрических систем работают от 9В батареи, которая требует регулярной замены. Другим недостатком можно назвать то, что с кнопочным механизмом легче случайно активировать систему, чем на тросовой системе.

Механические системы более простые, проверенные и менее дорогие, но у них больше ограничений. Баллон нужно устанавливать достаточно близко к водителю, чтобы трос был в пределах досягаемости. Вытяжение троса в случае пожара требует лишнего движения, и устанавливать эти системы часто сложнее.

Также при выборе огнетушителя вы заметите, что они отличаются по типу огнетушащих агентов, два самых популярных – пена AFFF и газообразные агенты типа Novec 1230.

AFFF

Экологически чистый огнетушитель на основе пены, с отличными пожаротушащими свойствами.

AFFF (Aqueous Film Forming Foam) – плёнкообразующая пена на водной основе. Слой пленки, который остается на поверхностях после оседания пены, помогает предотвратить повторное воспламенение от тепла или искр. У AFFF есть главный недостаток – после её применения требуется уборка и промывка всех мест, куда попала пена. К тому же, хотя AFFF подходит для тушения топливных и масляных пожаров, она не годится для пожаров с электрическим источником, поскольку вода является проводником.

Пена наиболее эффективна при нанесении непосредственно на источник огня, поэтому корректное расположение каждого сопла огнетушителя очень важно. Не пропускайте этот критический этап при установке системы и направляйте сопла туда, где может в первую очередь понадобиться тушение.

Газовые агенты

В большинстве систем пожаротушения используется  экологически чистый газ Novec 1230, который  тушит пламя и отводит его тепло, создавая барьер между пламенем и кислородом. Это вещество не представляет опасности ни для водителя, ни для электроники, ни даже для озонового слоя.  Газ находится под высоким давлением и при активации быстро рассеивается в моторном отсеке и кабине, покрывая большую площадь за короткий промежуток времени. Для тушения огня требуется меньше Novec 1230, чем AFFF, поэтому баллоны с ним меньше.

Также используется аналогичный по свойствам газообразный агент FE-36 от DuPont.

Именно газовое пожаротушение обеспечивает наилучшую защиту от пожара и обладает другим весомым преимуществом – после его применения не требуется уборка.

Если вы не можете определиться с составом или, например, в подкапотное пространство планируете установить форсунки с AFFF, а в салон — Novec, в этом случае есть решение в виде двойного баллона с двумя разными составами. 

Вес/объем

При выборе этого параметра нужно опираться на указания производителя и опять же – регламент соревнований. Например, OMP для своей модели CESAL5 прописывает: размер CESAL5L омологирован для использования в кокпитах объемом 2.2м3-4.1м3, размер CESAL5S – для кокпита 1,35м3-2,5м3. 

Место установки систем пожаротушения

Невероятно, но факт: сверьтесь с инструкцией своей системы. Для систем с омологацией FIA есть указания мест сопел, которым нужно обязательно следовать.

Затем проверьте регламент соревнований на наличие рекомендаций.

Если регуляции не прописаны и расположение форсунок остается на ваше усмотрение, помните, что прежде всего, задача системы пожаротушения – защитить водителя и второго водителя. Системы пожаротушения не предназначены для того, чтобы остановить возгорание автомобиля - это работа команды безопасности. Ваша система пожаротушения должна быть настроена так, чтобы у вас было время остановить машину и безопасно выбраться.

Итого, в каждом автомобиле есть две основные цели: 1. пилот и штурман. 2. наиболее вероятные источники возгорания (турбина, выпускной коллектор и т.д.). Как правило, хотя бы половина сопел должна покрывать область, где сидит водитель, остальные – потенциальные места возникновения огня, чтобы сразу погасить их. 

Расположение сопел отличается для систем с пенными и газовыми агентами.

При использовании AFFF важно, чтобы сопла были направлены на места и объекты потенциального возгорания в результате пожара (в частности, на водителя, топливные/масляные магистрали). При активации системы, пена распространяется в форме конуса, и для тушения пожара AFFF должен физически соприкасаться с огнем.   Если у вас получится настроить форсунки так, чтобы при активации они покрывали одну зону воспламенения с двух углов, это будет лучшим вариантом. Рассчитайте, чтобы в случае срабатывания пожаротушащий агент не брызгал водителю в лицо. 

Novec 1230 выделяется в виде газа и расположение сопел немного отличается. Газ выделяется веером. В газообразном состоянии Novec 1230 тяжелее воздуха, поэтому его лучше устанавливать в верхней части кабины. Novec расширяется и заполняет пространство, а затем опускается, поэтому в случае направления сопел на двигатель, верх перегородки моторного отсека будет отличным местом.Также не располагайте сопло газовых огнетушителей слишком близко к водителю, поскольку газ выходит очень холодным.

Поддержание эксплуатации

Если у вас электронная система, тестируйте ее перед каждым трек-выездом и переводите в активное состояние во время заездов. В механических системах снимайте предохранительные штифты, защищающие от случайного срабатывания.

Перед и после каждого заезда проверяйте проводку электрических систем, отсоединяйте и проверяйте плавность хода троса в механических системах. Проверяйте срок годности огнетушителя и удостоверьтесь в наличии всех форсунок.

Если хотя бы на одном из этих пунктов возникли неполадки, не приступайте к гонке до устранения неисправности!

Храните баллоны в сухом месте при стабильной температуре.

Сервисное обслуживание 

Это крайне важный аспект владения любой системой пожаротушения.

У каждого производителя есть свои рекомендации по графику технического обслуживания, но абсолютным минимумом является сервисная проверка каждые 24 месяца. На каждом баллоне есть наклейка с датой последнего техобслуживания.

Примеры этикеток техобслуживания:

etichetta_estintori_3.pngetichetta_estintori_1.pngСервисное обслуживание систем пожаротушения из списков FIA 16 и 52 должно производиться только брендом-изготовителем или его представителем, в ином случае омологация огнетушителя будет аннулирована. 

Общий срок службы системы пожаротушения с момента установки составляет 6 лет для систем SFI и 10 лет для систем FIA (только при условии своевременного обслуживания). 

Если ваш огнетушитель нуждается в обслуживании, вы всегда можете обратиться к менеджерам Go Race.

И всё-таки…какую систему выбрать мне?

Правило номер 1 – см. требования к системам пожаротушения из регламента конкретных соревнований. Большинство организаторов следуют стандартам FIA или SFI в отношении пожарной системы. Ни одна из них не лучше или хуже другой, обе организации уделяют большое внимание безопасности. Большинство различий между FIA и SFI связано с методом проведения испытаний, исходя из этого, стандарты FIA считаются более высокими. Одобренные FIA списки систем пожаротушения можно найти на сайте. Все омологированные модели перечислены в техническом списке #16. Отдельно в списке #6 прописаны омологированные FIA системы пожаротушения с  AFFF, в списке #52  – омологированные системы с газообразным агентом. Там же можно почитать характеристики.

В Go Race вы можете заказать омологированные FIA огнетушители OMP и Sparco – добро пожаловать в каталог :) Мы знаем, что одна статья не может ответить на все вопросы, поэтому если вам нужна помощь с выбором системы пожаротушения – обращайтесь к нашим менеджерам, они всегда помогут подобрать лучший для вас вариант.

Уроки пожарной безопасности

Урок №1: системы пожаротушения созданы, чтобы ограничить воздействие пламени прежде всего на вас и обеспечить вам безопасный выход из автомобиля без ожогов. Спасение автомобиля – лишь второстепенная функция систем. Поэтому всё внимание – на правильное расположение сопел.

Урок № 2: нет гарантий, что любая система полностью потушит пожар. Системы воздействуют на один или два из трех компонентов возникновения пламени: кислород, источник зажигания (тепло) и источник топлива.

Урок №3: чем больше бюджет на систему пожаротушения, тем больше вы получаете функций, выше производительность и удобство. 

Урок №4: практикуйте тренировки по эвакуации при пожаре. Самое важное - быть психологически готовым к экстренной ситуации. Съехать с трассы, безопасно остановить автомобиль, выключить питание, активировать пожарную систему, расстегнуть ремни, снять сетку, выбежать – практикуйте, пока не выработается автоматизм.

Другие статьи