+7 499 390-45-25 Пн-Пт 10:00 - 21:00 Сб-Вс 11:00 - 21:00

НЕ ГОРИ ЯСНО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАЩИТЕ ОТ ОГНЯ В АВТОСПОРТЕ

Огнезащитный, огнеупорный или огнестойкий? Разбираемся с определениями, которые используются в мире автоспорта при упоминании огня.

Огнестойкие ткани изготавливаются из материалов, которые по своей природе являются негорючими. Огнестойкость – свойство их химической структуры. Ткани из этих материалов не дают огню распространиться и не плавятся при контакте с пламенем. Обычно ткани не изготавливаются на 100% из огнестойких материалов, поэтому горение все же происходит, но медленно и часто с эффектом самозатухания.

В отличие от огнестойких, огнеупорные (или огнезащитные) ткани могут производиться  из любых материалов, не обязательно огнестойких, и подвергаются специальной химической обработке, благодаря которой они горят медленно или самозатухают.

TPP (теплозащитные характеристики). Стандарты SFI 3.2A И FIA 8856-2018

SFI и FIA – основные организации, сертифицирующие стандарты безопасности автоспортивных соревнований на основе современных технологий, науки и испытаний. 

Для измерения единых стандартов огнестойкости FIA и SFI используют рейтинг теплозащиных характеристик – TPP (thermal protective performance). Эти стандарты почти всегда одинаковы, хотя в 2018 году FIA повысила свои требования.

Стандарт SFI 3.2A используется для обозначения огнестойкой одежды.

FIA использует код, начинающийся с 8856, за которым следует дата, обозначающая год введения омологации. Самым актуальным на сегодня является стандарт 8856-2018, в 2021 году большинство производителей экипировки FIA начали производить одежду по этому стандарту. При этом и до сих пор иногда используется омологация 8856-2000.

Чтобы проверить комбинезон на соответствие рейтингу TPP, он подвергается воздействию прямого пламени и теплового излучения. Проверяются все части одежды, включая молнии, манжеты и так далее.

Далее для облегчения понимания результаты проверки TPP переводятся в количество секунд, в течение которых ткань защищает тело от ожога второй степени.

Рейтинг SFI  -  Время до ожога 2-й степени - Значение TPP   

2A/1 - 3 сек - TPP 6

3.2A/3 - 7 сек - TPP 14

3.2A/5 - 10 сек - TPP 19

3.2A/10 - 19 сек - TPP38

3.2A/15 - 30 сек - TPP 60

3.2A/20 - 40 сек - TPP 60

Кстати, есть распространенное заблуждение, что стандарт комбинезона SFI 3.2A/5 означает 5 слоев материала. Теперь вы знаете, что это не так.

Часть рейтинга TPP, касающаяся теплового излучения, имеет большое значение, поскольку большинство ожогов у гонщиков вызвано передачей тепла, а не прямым пламенем. Изоляция – лучший способ предотвращения этих ожогов. Использование нескольких слоев ткани помогает защищать кожу от источника тепла в течение большего времени, ведь между каждым слоем ткани есть воздух, на нагревание которого требуется время. Эти дополнительные секунды на каждом слое могут спасти водителя, который пытается выбраться из горящего автомобиля.

TPP в комбинезонах

ТРР в экипировке зависит от ткани, строения предмета одежды и количества слоев ткани в ней. Лучшим вариантом – легким и огнестойким – является одежда с арамидным волокном, которое было открыто в конце 1950-х компанией DuPont.

Арамидные волокна – синтетические, огнестойкие и высокотехнологичные. Они продаются под различными торговыми названиями, включая Nomex (DuPont), Kevlar, Technora, Teijconex, Tawron. Нити арамида обладают превосходной термической, химической и радиационной стойкостью. Они не подвержены горению на воздухе и не плавятся при воздействии пламени. Это волокно является сверхпрочным и одновременно легким, и ни одно из этих свойств не страдает от стирки.

При этом один комбинезон из арамида другому рознь. Все они отвечают минимальным стандартам огнестойкости, но часть арамида во внешней огнестойкой ткани может быть разным, что влияет на цену. Конечно, лучшие комбинезоны почти на 100% состоят из арамида (например, Sparco Prime SP-16.1). Они отличаются блеском синтетической ткани и самым небольшим весом, что безусловный плюс.

Такой арамид как Nomex, который используют в одежде и летчиков, и пожарных – это очень дорого, поэтому есть производители, которые создают более бюджетные продукты из органических материалов. Например, хлопка, который обрабатывается огнестойким веществом, обычно методом распыления. Снижается стоимость для покупателя, но такая одежда толще и тяжелее.

Из-за изначально более низкого по сравнению с арамидом уровнем защищенности от огня, производители добавляют в эту одежду дополнительные слои, чтобы достичь минимального стандарта TPP. Износостойкость обработанного хлопка также хромает, цикл его носки обычно составляет 25-45 стирок, химчистке при этом он не подлежит.

Несколько советов по использованию огнестойкого комбинезона:

  • Содержите комбинезон в чистотею Не надевайте его во время ремонта автомобиля: смазка, топливо, масла, другие жидкости и их испарения впитываются в ткань, создавая канал проводимости для огня и могут привести к возгоранию в случае попадания пламени на комбинезон. Мы рекомендуем использовать продукцию Molecule для чистки, защиты и продления срока службы комбинезона, это выгоднее и безопаснее химчистки. Средства Molecule придуманы гонщиком и по совместительству инженером-химиком специально для технических огнестойких тканей

  • Воздушные карманы повышают огнестойкость костюма, для их создания производители используют стеганую ткань. Соответственно, чем более обтягивающий и облегающий комбинезон, тем он менее эффективен и безопасен

  • Ношение огнестойкого белья увеличивает общий TPP вашей экипировки. Белье с минимальным стандартом TPP 6 добавляет как минимум 3 секунды (или 5 секунд по последнему стандарту FIA) к TPP вашего костюма. Плюс создается еще одна воздушная прослойка

  • Обычно, чем дороже комбинезон, тем выше его TPP

  • Все нашивки на комбинезоне должны иметь огнестойкую основу и крепиться на него помощью ниток Nomex (арамид)

  • Сшивание слоев комбинезона при нанесении нашивок и вышивки недопустимо

  • Не храните и не сушите комбинезон на солнце. Ультрафиолетовые лучи вредны для всех арамидных тканей и способствуют выцветанию ткани. Когда комбинезон не используется (например, не в сезон), храните его на вешалке, а не складывайте

  • Всегда следуйте инструкциям производителя вашего комбинезона

Желаем всем безопасного вождения, ведь автоспорт – это то место, где лучше без огонька!

Другие статьи