+7 499 390-45-25 Пн-Пт 10:00 - 21:00 Сб-Вс 11:00 - 21:00

АТЛЕТЫ В КОКПИТЕ. КАК И ЗАЧЕМ ГОНЩИКИ ПОДДЕРЖИВАЮТ СЕБЯ В ФОРМЕ

При увлеченном изучении темы автоспорта и даже просто при внимательном просмотре соревнований быстро становится понятно, что гонки требуют от пилотов гораздо больше, чем совершенные навыки вождения и талант (или деньги). Связь между физической формой пилота и его результатами фундаментальная, хотя и не самая наглядная. Выдерживать колоссальные нагрузки и стресс – это необходимость, даже хотя бы для завершения гонки, не говоря уже о победе.
Если о ней говорить, то гонщик на любых соревнованиях знает, что такое доли секунд. И чтобы вырвать их у соперника, может понадобиться много месяцев, а вернее – лет работы именно над своим телом.

Тема интересная, читатели просили, и мы решили нырнуть в фитнес-рутину гонщиков и повысить зожность вашего дня!

Начнем с того, что многими считается Олимпом автоспорта, с тех, кто считается самыми спортивными, самыми выносливыми – в общем, самыми-самыми, вы поняли.
Пилоты F1.

Главные фитнес-цели любых гонщиков, не только Формулы – выносливость, легкость и гибкость тела, мышечная крепость. В Формуле всё, конечно, возводится в абсолют и можно безошибочно утверждать, что по вниманию к физической форме пилоты F1 сравнимы с атлетами из многих других видов спорта.
Каждый элемент их тренировок и диеты направлен на то, чтобы в день гонки ехать быстрее. Этого не видно в трансляции, но на квалификационных заездах гонщики испытывают такие нагрузки, которые большинство неподготовленных людей не вынесло бы и в течение нескольких секунд. Пилоты проходят круг за кругом, часто больше часа, что является колоссальным напряжением для всего тела.

Первое, о чем нужно упомянуть, это воздействие силы G на пилота. Из-за аэродинамической силы, которую достигает болид на высоких скоростях, в сочетании с периодическим экстремальным торможением, гонщики подвергаются поперечным, продольным и вертикальным силовым нагрузкам.
На всякий случай поясним: сила G, единица перегрузки, равняется весу физического тела. То есть при перегрузке 6G тело испытывает внешнее воздействие, в 6 раз превосходящее его вес.

Именно столько может составлять фактор силы на коротких поворотах на формульной трассе, а в продолжительных поворотах эта цифра может равняться 4-5G. У Льюиса Хэмилтона на Гран-при Тосканы в 2020 году на разных поворотах Муджелло были показатели 4,9G, 5,6G и 5,2G.
На старте автомобили могут тянуть около 2G, а торможение в конце прямой в некоторых случаях достигает 6G. Около 1G из них приходится только на сброс газа, а для нажатия педали тормоза гонщику иногда нужно выжимать 160 кг. Кроме того, гонщики Формулы-1 могут испытывать вертикальное ускорение до 3G, что сравнимо с космонавтами во время запуска корабля.
Исследования показывают, что воздействие таких высоких уровней G в сочетании с их частотой и скоростью изменения на резких поворотах, при ускорении и замедлении, забирает огромное количество энергии пилота.

Когда сила G побеждает (лайт-версия)

Помимо противостояния G, крепкие мышцы нужны и чтобы справиться с силой удара в случае столкновения и по возможности выйти невредимым. Сила воздействия во время аварии Ромена Грожана на Гран-при в Бахрейне достигла 67G.

Плюс, у пилотов обязательно должно быть отлично подготовленное сердце, поскольку ЧСС может превышать 170 ударов в минуту в течение гонки – больше, чем обычно во время бега. Дополнительным стрессовым фактором может добавляться жара. Имеется в виду как климат, так и салонные условия – не забываем, что гонщики сидят в плотных огнеупорных комбинезонах, а температура внутри машины иногда превышает 60°С. При этом обезвоживание критично, ведь может привести к потере концентрации. Во время соревнований, особенно в жарком климате типа Сингапура, спортсмены часто теряют 4 и более килограммов веса. Поэтому для восполнения сильной потери жидкости пилотами, большинство болидов оборудуются системой подачи напитка по нажатию кнопки. Через трубку гонщику поступает вода или любая выбранная перед гонкой жидкость. Часто смесь содержит глюкозу, витамины и электролиты для подкрепления энергии во время гонки, а кто-то даже предпочитает колу (конечно, без газа).

В дополнение к этим серьезным требованиям, до недавнего времени гонщики должны были еще и весить как можно меньше, чтобы снизить вес автомобиля и максимально разогнаться на трассе. Многие, особенно высокие пилоты, держали для этого радикальную диету и буквально истощали организм. В 2019 году был введен минимальный порог: гонщик и кресло должны весить минимум 80 кг, либо восполнять недостаток балластом. Это был шаг на пути к лучшему здоровью спортсменов и возможности для них вести более комфортную подготовку к соревнованиям.
Но конечно, пилоты Формулы в любом случае продолжают подвергаться экстремальным нагрузкам во время гонки. Ну так что же они делают, чтобы добиться спартанских тел?

Успех достижения впечатляющей физической формы всегда складывается из одних и тех же компонентов: нагрузка на мышцы, кардио, восстановление (питание, сон). Эти лежащие в основе принципы мы как раз и будем рассматривать.

У большинства гонщиков F1 есть личные тренера, которые составляют индивидуальные программы нагрузок и питания и следовательно, играют важнейшую роль в карьере пилотов. Это не нуждается в доказательствах, можно вспомнить хотя бы постоянные благодарности Хэмилтона своему физиотерапевту Анджеле Каллен.SPORT-PREVIEW-Angela-Cullen.jpgИнтенсивность и акцент тренировок спортсменов F1 зависит от календаря: в сезон и межсезонье нагрузки разные.
Подготовка к сезону – январь-март – обычно самое горячее время, тренировки могут проходить и два раза в день, безусловно с балансом отдыха. Кроме того, содержание подготовки зависит и от местоположения гонок: для жаркого и влажного климата вроде Абу-Даби или Дохи подключаются тренировки по акклиматизации к теплу, проходящие в помещении с высокой температурой, меняется объем потребляемой жидкости и другие тонкости. Очень важно, что в сезон, в перерывах между гонками насилие над организмом снижается, ведь для пиковых нагрузок предусмотрены сами соревнования.porsche-normal.jpgИтак, силовые тренировки пилотам нужны прежде всего именно для силы тела, а не для величины мышц.

Шея – пожалуй, номер 1 по важности для Формулы, и естественно, ей достается мощная доля тренировок. Это самое уязвимое место гонщика, ответственное за поддержку головы со шлемом и вынужденное испытывать на себе постоянное огромное воздействие G, когда пилот поворачивает на высокой скорости.
Кроме того, сильная и широкая шея нужна для снижения риска травмы. Из-за того что голова в кокпите постоянно норовит бросаться в разные стороны (хроническая перегрузка), хлыстовая травма является очень реальным риском для гонщиков. В серьезных случаях она может привести к постоянной боли в шее и спине, к головным болям и проблеме с концентрацией внимания. В ещё более тяжелых случаях может возникнуть забывчивость, перепады настроения и покалывание в пальцах. И это не говоря про вероятность острой травмы. В общем, неподготовленная шея просто не выдержит ни столкновение в болиде, ни саму гонку, и речь даже не о том, что она очень быстро устанет, а о более печальных вариантах.
Чтобы удержать шею против инерционного движения на всех поворотах и разворотах во время двухчасовой гонки на протяжении 50 с лишним кругов, пилотам Формулы-1 жизненно необходимо раскачивать шею до состояния, когда она становится предметом мемов.neck.png Реальные перегрузки в болиде на трассе сложно имитировать, но тренеры и гонщики стараются и используют самые разнообразные методы, в результате которых шея должна вывезти максимально возможную нагрузку. Очень популярны различные варианты упражнений с упряжью, с эластичной лентой (голову оттягивают в сторону, а ты держись!), и, конечно, разные вариации с блинами – желательно потяжелее. Ну, например, Джордж Рассел выкладывал видео с подъёмом шеей утяжеления 30 кг лежа.SM-Insta-Lando-02jpg.pngsddefault.jpgnewFile-10.pngf1d8b-16667142942638-1920.png

Руки пилотов тоже, мягко говоря, не отдыхают. Гидроусилитель – прекрасное изобретение, но не панацея. Всё равно приходится преодолевать огромную силу, удерживая и направляя руль, который опять же за счет G по тяжести ощущается круглым толстым куском металла. Плюс нужно нон-стоп сохранять стабильную хватку, чтобы управлять многочисленными кнопками и тумблерами на руле. Для упражнений с утяжелением могут использоваться гантели, штанга, эластичная лента, канаты и тренажеры. И вечная классика – подтягивания на турнике, во время которых камера много раз запечатлела Хэмилтона.unnamed.pngcrossfit.jpgmclare-alonso_1.jpgmclaren-alonso_3.jpgНоги и ягодицы должны быть крепкими для устойчивости в кресле и выжима педали, а при торможении болида это ОЧЕНЬ тяжело. Крепкими, да не раскачанными, так что сильно тренироваться на массу пилотам нельзя.

Чтобы затормозить автомобиль на скорости около 322 км/ч, усилие на педаль тормоза должно составлять 160 кг. Несмотря на то, что сила торможения часто сама помогает гонщику, начиная действовать после нажатия им педали, этот маневр является одним из сложнейших и энергозатратных. Болиды F1 замедляются со скоростью около 5G. Для сравнения, экстренное торможение обычного легкового авто составляет 1G.

При таком замедлении нога пилота «весит» около 100 кг, и этот вес помогает: чем сильнее гонщик выжимает тормоз, тем сильнее замедляется болид, а чем больше замедляется болид, тем больше «весит» нога пилота и позволяет увеличить силу нажатия.

Примечательно, что в разгар этого действа, оказывая на педаль воздействие более 100 кг, пилот должен обращаться с ней так же деликатно, как пианист с педалью рояля, потому что вывести автомобиль из поворота нужно на пределе возможностей, которые позволяют шины.F1_Driver_Daniel_Ricciardo_OffSeason_Training_in_Los_Angele.gifUnbelievable_Endurance.gifПринцип работы как над верхней, так и над нижней частью тела сохраняется – максимум силы без лишнего мышечного веса.

Ну и, конечно, мощная нагрузка достаётся торсу и прессу – основе стабилизации и координации всего тела. Помимо упражнений с собственным весом, включая планки и скручивания всех сортов, для проработки мышц кора многие гонщики рекомендуют фитбол. С ним существует огромное количество упражнений, попробовав которые вы никогда больше не увидите в нем безобидный резиновый мяч.SZKMEZIW64G33SO6OLRY2FFUXU-2048x1366.pngТакой мячик тоже пригодитсяB_354d94f7ca2f26e2974db335b2b39dfe.jpg
Мы решили не наскучивать списками упражнений – в конце концов, для них есть гугл ;)
Зато предложим энтузиастам попробовать потренироваться с Риккардо по видео. Правда, это для тех, у кого есть дача, потому как инвентарем здесь служат покрышки, бревна и кувалда.

Или, если ищете разнообразия для своего фитнес-графика, загляните на канал к Майклу Итальяно, с которым и тренируется Риккардо. В общем, на вопрос, может ли какая-то зона тела не подвергаться зверскому тюнингу, ответ отрицательный. Для гоночного Олимпа и тело должно быть божественным!

В межсезонье гонщики уделяют больше внимания укреплению мышц и силовым занятиям – приведению себя в форму (хотя серьезно из нее они и не выходят), а началом сезона главной задачей становится поддержание этой формы.

Отдельная область физических и когнитивных способностей, обязательная для развития пилотами – концентрация и скорость реакции. Гонщикам приходится принимать много молниеносных решений в ходе заезда, и их реагирование должно быть вытренировано на 100%. Часто перед соревнованиями можно увидеть, как пилоты “будят” нервную систему и тренируют рефлексы, занимаясь с теннисным мячом. Когда в твоем виде деятельности важна каждая доля секунды, ты должен быть максимально сосредоточен буквально со старта, тратить н-ное количество кругов на достижение концентрации непозволительно. 

Световой тренажер (Blazepod и другие) тоже используется как один из главных инструментов работы над реакцией профессионалами в разных видах спорта, включая футбол, баскетбол и теннис.blazepod.pngВ течение всего сезона остаются важны кардиотренировки. Это может быть что угодно: триатлон (Дженсон Баттон), бег на лыжах (Грожан), просто бег, бокс, сквош… Актуальны любые варианты нагрузки сердечно-сосудистой системы, но с некоторыми видами нагрузки, типа велосипеда, нужно быть осторожнее, чтобы не нарастить лишние сто граммов мышц.

le-pilote-de-f1-romain-grosjean-connait-bien-la-transju-1549372994.jpg

Мы слукавим, если скажем, что все гонщики F1 используют лишь доступные и “обычным” людям средства и способы тренировок. Есть и фитнес-разработки, специально придуманные для пилотов болидов.

Один из самых известных – тренажер от Technogym, которым пользовались, например, Алонсо и Масса. По дизайну он напоминает гоночный автомобиль и нацелен на работу рук, плеч и шеи под разными углами. Руль оснащен блином, который можно нагрузить сопротивлением до 25 кг, а также двумя блоками с весами. С таким рулем можно мощно проработать предплечья, которые, подвергаясь постоянному напряжению от поворотов руля, являются потенциально слабым звеном между кистями и плечами гонщика.

Тренировка проходит в шлеме, к которому подсоединены тросы, оказывающие дополнительное сопротивление под разными углами. Настроить тросы можно под подачу резкого воздействия, имитирующие ускорение и торможение. Шлем, кстати, тоже может быть сам по себе утяжеленным.
Ах да, ещё в Technogym F1 используются вибрации различной интенсивности.
Все эти меры имитируют воздействие, которым подвергается тело пилота во время гонки.technogym_f1_training_machine_9zt8e.jpgF1-Training-Machine2.jpgРазумеется, эксклюзивным по сложности программам тренировок спортсменов в высших эшелонах сопутствуют разнообразные меры контроля и поддержания здоровья, ведь от них в том числе зависит и лучший результат. Например, измерение лактатного порога на беговой дорожке или анализ пота, чтобы определить содержание натрия и сделать правильный для конкретного пилота изотоник.CARLOS SAINZ PRE SEASON TRAINING _ DONTBLINK EP1 SEASON THREE 4-49 screenshot.pngПрактикуется и оригинальный тимбилдинг: команды отправляются на интенсивные фитнес-кэмпы, как это регулярно делают пилоты Porsche GTE, организуя Porsche Fitness Camp в Дохе. Расписание: 6 часов тренировок ежедневно в течение 8 дней, под контролем специалиста по спортивной медицине. Интересно, становится ли сплоченнее команда в этих условиях?

Кажется, мы уже сами слегка загнались с этой тяжелой судьбой гонщиков F1, которую они выбрали сами!
Поговорим о более приятных вещах.
Как всегда, для эффективности физнагрузок необходимы отдых и восстановление. Помимо достаточного и здорового сна, в ход идет массаж, и, как и многие спортсмены, пилоты прибегают к ледяной ванне непосредственно до или после гонки. Она помогает охладиться, восстановить водный баланс и мышцы, а кому-то и расслабиться и сбросить психическое напряжение.esxaliuepa9a1.pngРацион стремится в сторону того, что принято считать ЗОЖ-идеалом. Если вы знакомы с понятием “здорового питания”, вы и так всё знаете, а если нет – ваш организм оценит, если вникнете в тему. Баланс КБЖУ, поменьше кофеина, сахара, жареного и жирного, больше овощей, много воды, белка, медленные углеводы перед энергозатратной деятельностью (соревнование) – как говорится, впрочем, ничего нового. Приверженцы растительных диет точно так же могут иметь успешную гоночную карьеру: ни много ни мало, в 2017 году веганом стал Хэмилтон, полет нормальный. Главное в питании – понимать свою цель и выстраивать баланс на пути к ней. При этом жиры всегда занимают меньшую долю рациона, если только вы не на кето-диете.

В сезон в дни соревнований с командами работают повара, которые готовят все нужные блюда в нужных порциях с учетом дневных графиков спортсменов. Детали рационов прописывают профи – персональные тренера или другие специалисты по здоровью.
Топовые пилоты иногда делятся выдержками из своих диет, где помимо очевидных яиц, рыбы, овощей и греческих йогуртов есть и паста с пиццей, разумеется в меру и не перед соревнованиями.
Про завтрак Боттаса перед победой над Хэмилтоном, наверное, слышали уже все, но напомним, что это была овсянка на воде с добавлением мягкого творога, кокосовых хлопьев, орехов, ягод и миндального масла. Трюк выполнен профессионалом, но любой может повторить у себя дома.
Хэмилтон делился более изысканными рецептами: цуккини, приготовленные на медленном огне с поджаренными кедровыми орешками; салат из кускуса, граната, изюма и апельсиновой цедры; паста с зеленой фасолью на пару и вялеными томатами, гуакамоле, хумус и сырые овощи.

Паста в кругах гонщиков обладает чуть ли не культовым статусом. Справедливости ради скажем, что это блюдо популярно среди атлетов в целом: это великолепный источник медленных углеводов, который надолго заряжает батарейку перед изматывающей физической нагрузкой. За короткое время до соревнования, углеводами нужно загрузиться серьезно и надежно, чтобы получить сытость и запасти гликоген в мышцах. То есть фрукты и другие быстрые углеводы, которые дают мгновенный скачок сахара и кратковременный заряд энергии, не подойдут. В общем, для гонщиков съесть пасту за несколько часов до заезда – часто встречающаяся практика, в рядах поклонников которой был и Сенна.

В 2017 году был опубликован пример режим гонщика McLaren в тренировочный день, и хотя неизвестно, что изменилось с тех пор, предлагаем взглянуть и примериться :)

7:00 Завтрак 550 ккал
400 мл воды с лимоном
Овсянка с голубикой, медом и семенами подсолнечника
1 тост из цельнозернового хлеба с миндальным маслом
Зеленый чай

8:00 Тренировка на выносливость

10:00 Перекус после тренировки 285 ккал
Злаково-ореховый батончик (140 ккал), цитрус (100 ккал), 250 мл кокосовой воды (45 ккал)

12:35 Обед 785 ккал
Стир-фрай из тофу с чесноком, овощами и рисовой лапшой
2-3 квадратика горького шоколада 85-90%
Свежезаваренный кофе с соевым молоком (50 мл) или зеленый чай

15:00 Перекус перед тренировкой: банан, 225 мл яблочного сока
16:30 Силовая тренировка
18:00 Растяжка после тренировки

18:30 Ужин 750 ккал
Маленький запеченный батат
Макрель на гриле
Салат (огурец, авокадо, помидор, шпинат, красный лук)
Греческий йогурт и свежие ягоды

21:00 Перекус
3-4 цельнозерновых крекера с джемом и 1 ч.л.пармезана
Фрукт
Травяной чай

Итого 2800 ккал и 2 тренировки. Строго, но выполнимо!

Кстати, насчёт травяного чая. По кофеину ограничения если и есть, то в индивидуальном порядке. Боттас, например, в своей кофемании развился до того, что участвовал в качестве судьи в чемпионате мира по аэропрессу. Ну и перед/во время гонки с кофеином лучше не переборщить: повышение бдительности это хорошо, мочегонный эффект – не очень.
Что же касается энергетиков, то несмотря на гигантское присутствие Red Bull в F1, почти с уверенностью можно сказать, что гонщики самой Red Bull Racing и любой другой команды не злоупотребляют такими напитками. Да, даже несмотря на участие некоторых спортсменов в рекламе Monster и RB. Брендированные пластиковые бутылки во время соревнований чаще всего содержат обычную воду. Сахар, раздражающие желудок газы — всё это гонщикам можно, но в меру.f1-united-states-gp-2014-daniel-ricciardo-red-bull-racing-rb10-with-tributes-to-jules-bian.jpgИ тем не менее, несмотря на свои режимы, тренировки, расписания приемов пищи и прочие графики, пилоты F1 не роботы. В сезон и не в сезон, они совсем не болибилдеры на сушке и между соревнованиями могут позволить себе разный пищевой блуд:Group 59.pngОговоримся, что у многих людей есть стереотип восприятия целых категорий еды и напитков как плохих и вредных. На самом деле, условные бургеры на фотографиях могут быть почти образцом пользы, если изготовлены из высококачественных продуктов с изменениями определенных ингредиентов на более полезные, например. То же распространяется на пиво – да, продукт неполезный, но не непростительный, если натуральный – и большого количества продуктов и напитков, в которых часто видят исключительное зло.

Так вот, что бы ни было на фотографиях еды спортсменов, в любом случае помним и о том, что после пиццы с картошкой фри некоторые гонщики занимаются самоистязанием в шлеме в сауне. Просто Чеко решил подготовиться к Сингапуру. Кстати, это как раз самая настоящая тренировка в тепловых условиях.

“Ну ладно, не все же в Формуле гоняют”, скажете вы.

Всё так, и мы даже признаём, что накал тренировочных страстей в других дисциплинах не так высок. Но работа над выносливостью и легкостью тела – априори условие успеха в любом виде автоспорта. Хотя на первом месте, перед успехом, мы бы поставили здоровье.

Вождение гоночных автомобилей может серьезно навредить осанке. И в то время как в большинстве дисциплин используются кресла с пеной, принимающей форму спины пилота, в гонках на выносливость это не так, и тело в течение многих часов испытывает нагрузку 3G. В чемпионатах гонщикам приходится выдерживать четырехкратные заезды по несколько часов – газ, тормоз, руление час за часом.
Временные рамки гонок на выносливость – их самый суровый аспект, требующий максимальной сосредоточенности, внушительной силы и высокой сердечно-сосудистой выносливости.

Одна из мер борьбы с усталостью во время длительных заездов – использование основных групп мышц. Сила G создает огромную нагрузку на шею, а поворот рулевого колеса можно сравнить с многочасовым держанием 5-килограммовой гири в каждой руке. Поэтому если пилот сможет переключить усилие с меньших групп мышц, таких как дельтовидные, на основные группы, как мышцы кора, это приглушает изнеможение на какое-то время. Именно поэтому гонщикам этой категории очень актуальны различные динамические растяжки и функциональные тренировки, направленные на спину и кор.

И вновь нужно очень выносливое сердце. Патрик Лонг, звезда Ле-Мана, рассказывает, что пульс пилота постоянно находится в диапазоне 150-170. В автомобиле гораздо жарче, чем снаружи, и к этому добавляется несколько слоев огнестойкой одежды. В качестве хорошего способа повысить аэробную эффективность, тренер Элиот Чаллифур из центра подготовки Human Performance Center Porsche рекомендует езду на велосипеде по холмистой местности в течение нескольких часов, с поддержанием скорости ~30 км/ч.

Жара это отдельная тема в гонках на выносливость, особенно если они проходят во влажном климате. На "6 часов Трассы Америк" в 2016 году температура на трассе на одном из этапов достигла 44 градусов, при этом в автомобилях нет кондиционеров. Пилот Оливер Вебб за время гонки потерял 7 килограммов. Подготовиться к таким суровым условиям помогают тренировки в тепловой камере (акклиматизация к теплу).
Также Лонг и команда Porsche для подготовки к высокоинтенсивной нагрузке используют мощные карты, которые способны развивать скорость более 160 км/ч и за 10 минут довести даже подготовленного пилота до изнеможения.

24 часа гонки выматывают все ресурсы организма, и серьезной проблемой является нарастающая усталость. В то время как зрители на трассе развлекаются на увеселительных мероприятиях, пьют пиво и ходят по ярмаркам, гонщики справляются с сонливостью, при этом чрезмерное напряжение может не дать пилоту уснуть несмотря на усталость. Чаллифур говорит, что сон должен быть коротким 20-минутным или полноценным 90-минутным, а “неправильный” сон 45 или 60 минут прервет цикл может сделать даже хуже. Но много ли спортсменов реально придерживаются такого регламента – неизвестно. В теории, за всё соревнование гонщик может поспать 5 часов. Томас Лоран из Rebellion Racing поделился, что в 2018 году поспал аж два раза по 15-20 минут, что “в целом было достаточно для поддержания темпа”.5b25e9376e06f.jpgЕдят гонщики между заездами (если едят), но без переедания, потому что оно усложнит их следующий заезд. Лонг говорит, что между заездами очень важно употребить необходимое количество калорий, чтобы избежать нехватки энергии и питательных веществ. “Например, если у человека дефицит магния или калия, он может столкнуться с судорогами ног, что это очень критично для пилота”.Teamwork with Porsches most McDreamy Driver 0-7 screenshot.pngКак и в F1, подготовка к “24 часам” в пассивном или активном виде идет весь год. После фитнес-тестов в начале года, гонщики получают индивидуальные программы тренировок в зависимости от своих показателей, которые периодизируются согласно этапу сезона.
Перед гонкой некоторые пилоты делают пробежку или иначе пытаются “разогреть” ноги перед длительным заездом. После каждого 2-3 часового заезда, физическое состояние гонщиков контролируют, чтобы правильно подготовить их к следующему. Само собой, на трассе всегда есть массажисты и физиотерапевты.

А что по раллистам? В целом, всё то же!
Андреас Миккельсен подтверждает, что и для них лёгкость и сила входят в разряд главных физических качеств. Для этого он тренируется с небольшими весами на большое количество повторений, а нижнюю часть тела, по его словам, не тренирует с весами вообще, потому что раскачанные квадрицепсы это не про ралли.
Как многие другие гонщики, Миккельсен отмечает особенную пользу фитболла для работы над мышцами туловища. К этому добавляется много работы над выносливостью, чтобы опять же выдержать жару в машине и сохранить при этом концентрацию. Например, среди тренировок раллиста – многочасовой марафон в Альпах Transalpine Run.andreas-mikkelsen-fitness-rally.pngВ общем, ралли тоже выжимает пилота до нитки. Когда гонщик WRC Теэму Сунинен тестировал свой M Sport Ford для Ралли Финляндии, число сожженных калорий составило 4600 за один тестовый день, и это на трассе, которая считается одной из самых легких.
Если вам охота потренироваться как профессиональный раллист, у Red Bull есть тренировка Тьерри Нойвилля. Правда, оборудование не самое типичное, но всегда можно придумать модификации с аналогами инвентаря. thierry-neuville-fit-speed.pngКроме того, грамотные физнагрузки всегда работают как профилактика травм, ведь нетренированное тело более уязвимо. Помимо экстренных травм, в автоспорте распространены и хронические проблемы, связанные с болями, заболеваниями суставов и вен. Спина – одна из самых страдающих зон всех гонщиков, особенно болидов. Длительное сидение в кресле с нефизиологично изогнутым позвоночником, в сочетании с воздействием сил G, не может быть компенсировано даже самыми прогрессивными технологиями этих кресел. В итоге, по словам бывшего врача FIA Гэри Хартштайна, если бы мы могли увидеть позвоночник бывшего пилота F1 в его 40 лет, он скорее всего бы выглядел как позвоночник 65-70-летнего человека.Group 55.pngКстати, в техническом регламенте F1 в 2022 году появились изменения, которые не понравились многим гонщикам. Регламент открыл возможность создания огромного количества прижимной силы за счет аэродинамики днища болида, из-за чего командам приходится использовать жесткие настройки подвески, чтобы добиться максимальной эффективности. Более того, новая конструкция болидов склонна к подпрыгиванию на высокой скорости на прямых участках, когда авто опускается к трассе и аэродинамика днища на мгновение срывается – явление, названное дельфинированием (porpoising). Помимо того, что голова пилотов буквально бьется о подголовник и это больно, они могут терять концентрацию, что критично для гонки.

Правила были изменены в таком ключе для улучшения зрелищности гонок путем оптимизации воздушного потока, остающегося от ведущего автомобиля, чтобы следующий автомобиль мог подходить ближе без потери прижимной силы.
После четвертой гонки сезона в Италии в том году пилот Mercedes Джордж Рассел сказал, что испытывал боль в груди и спине, многие гонщики с ним согласились. Сайнц призвал на уровне разработки правил рассмотреть вопрос о том, какую цену гонщики должны платить за свою спину и здоровье в карьере в Формуле-1.
Согласны!

В теме фитнеса автоспортсменов есть еще много что рассказать, но мы остановим себя здесь – любой, даже самый любопытный лонгрид имеет конец!

Если, помимо развлечения, из этого текста пытаться извлечь и более практическое применение, то есть один вывод. Планируете для себя развитие в профессиональном автоспорте? Готовьте тело.
Подойдет обычный тренажерный зал, правильные сеты и техника упражнений (если не разбираетесь, с этим всегда поможет тренер, главное – уточните свои цели). Для желающих копнуть глубже в совершенствование физических способностей есть клиники спортивной медицины и другие специализированные центры.

Мы еще вернемся к теме тела, а вы пока пишите нам в Телеграме, какие темы вам интересны (включая больше особенностей по режиму гонщиков). Мы постараемся удовлетворить вашу жажду знаний!

Другие статьи