Фронтальная защита шеи (FHR – Frontal Head Restraint) разработана для удержания головы водителя или штурмана относительно его туловища во время фронтального, бокового и любого другого удара. Главная цель этой защиты – уменьшение нагрузки на голову и шею.
Существует несколько типов FHR, одним из которых является система HANS, об истории которого вы можете узнать в другой нашей статье.
В текущей статье мы дадим общее представление о защите HANS и опишем основные принципы ее выбора, взяв за основу материалы Международной автомобильной федерации (FIA) и многолетний опыт работы нашей команды в автоспорте.
Итак, что нужно учитывать при выборе защиты HANS?
В первую очередь, руководством являются технические документы FIA и регламент соревнований, в которых вы собираетесь участвовать.
Конкретнее, защита шеи типа HANS должна соответствовать стандартам FIA 8858-2002 и 8858-2010 и быть включенной в Технический список №29, опубликованный на сайте FIA.
Также ключевым требованием является соответствие угла и размера системы защиты HANS обхвату шеи водителя и его положению в кресле.
Другим равнозначно важным фактором является лично ваш комфорт использования.
Чтобы разобраться, как подбирать защиту, нужно понимать основные компоненты и принципы ее устройства.
Давайте поговорим об одном из основных значений при выборе системы HANS: значении угла HANS. Это угол, который образуют между собой направляющие, соприкасающиеся с грудью и плечами водителя и воротником, который располагается за шлемом.
Обычно системы HANS производятся в диапазоне значения угла от от 10° до 40°.
Когда вы сидите в гоночном положении с пристегнутыми и затянутыми ремнями безопасности, угол воротника HANS должен быть в значении от 90° до 60° (см. рис.1 и рис.2).
Рис.1
Рис.2
HANS может слегка соприкасаться со шлемом, но если угол наклона воротника намного больше 90° (верхняя часть воротника направлена вперед, а не назад), нужно выбрать устройство с более вертикальным углом (например, 30° или 20°).
Также устройство может слегка касаться кресла или подголовника, но если HANS неудобно отодвигает вашу голову вперед, а его воротник отклоняется назад больше, чем на 60°, тоже следует выбрать систему с большим углом.
Рис.3. Углы наклона моделей в зависимости от положения
Если вы сомневаетесь в выборе модели и значения угла, наши менеджеры будут рады вам подсказать.
В некоторых моделях есть небольшие крылья (рис.4), предназначенные для фиксации плечевых ремней. Если плечевые ремни все время сползают с HANS, крылья помогают решить эту проблему, удерживая их в нужном положении.
Рис.4
Также FIA разрешает производителям добавлять скобы к нижней части устройства (рис.5), чтобы предотвратить соскальзывание плечевых ремней. Если вы ищете модель с этой опцией, обращайтесь к нашим менеджерам.Рис.5
Поверхность HANS покрыта противоскользящей резиной, чтобы предотвратить движение ремней безопасности. Это покрытие нельзя снимать и следует избегать его царапания и любого повреждения. Если вы считаете, что покрытие вашего устройства повреждено, обращайтесь в Go Race для экспертной оценки и возможной замены покрытия. Как любой другой элемент экипировки, защиту HANS нельзя модифицировать самостоятельно.
Антифрикционное покрытие не подлежит декоративной окраске, а краска на самом устройстве HANS должна быть огнейстойкой, согласно стандартам FIA 8858-2002 и 8858-2010.
Подкладка в системе HANS находится только в месте контакта с телом водителя, ее толщина при этом не должна превышать 15 мм при гоночной позиции водителя с пристегнутыми и затянутыми ремнями безопасности. Подкладка изготовлена из огнестойких материалов и не выходит за края устройства более, чем на 8 мм (рис.6).
Рис.6. Неправильная и правильная подкладка HANS
Что касается ремней системы защиты, они должны быть достаточной для вас длины.
Номинальная длина составляет 150 мм +/- 25 мм, и измеряется следующим образом:
- водитель сидит в автомобиле в гоночной позиции, в шлеме и системе в HANS, с пристегнутыми и затянутыми ремнями
- водитель должен наклонить тело и голову вперед как можно дальше
- в этом положении измеряется длина от переднего края воротника HANS до точки соединения с внешней стороной шлема
Состояние ремней защиты, включая концевые крепления, фиксирующие скобы и болты крепления к HANS должны контролироваться и при обнаружении износа заменяться. Также ремни заменяются после лобовых столкновений под углом до 45° и в случае естественного износа. Более подробная информация об одобренных концевых креплениях и их маркировке приведена в Техническом списке FIA № 29.
Что же насчет шлема при использовании защиты HANS?
Систему HANS можно использовать только со шлемом, при этом правильно подсоединяя их друг к другу. Концевые крепления ремней защиты должны быть закреплены на шлеме, а сам HANS должен находиться под ремнями безопасности. Защита HANS не используется без шлема.
Для системы HANS подходят шлемы с омологацией FIA 8858-2002, 8858-2010, 8860-2010, 8860-2018 или 8859-2015.
Шлемы стандарта FIA 8858-2002 или 8858-2010 можно использовать с HANS только в случае наличия у них наклейки о сертификации Snell.
Шлемы с омологацией FIA 8858-2002 или 8858-2010 будут недействительны после 31.12.2023, вне зависимости от омологации Snell.
Для уточнения совместимости именно вашей модели шлема и HANS можно обратиться к Техническим спискам FIA 33, 41, 49 и 69 или к менеджерам Go Race.
Другим важным фактором при выборе защиты HANS является кресло. В автомобиле с салоном седан нужно использовать кресла с омологацией FIA 8855-1999, 8855-2021 или 8862-2009. Плечевые ремни должны свободно ходить в пазах, и рекомендуется располагать ремни так, чтобы они не касались краев прорезей, как показано на рис.7.
Рис.7
С HANS используются только пятиточечные и шеститочечные ремни со стандартом FIA 8853/98 или 8853-2016. Во время использования системы защиты, ремни должны быть все время затянуты, а водитель быть уверенным, что HANS находится под плечевыми ремнями (см. рис.8). Есть исключение для двойных плечевых ремней, об этом мы напишем далее.
Рис.8. Неправильно и правильно отрегулированные ремни
Участникам гоночных команд нужно обратить особое внимание на установку плечевых ремней и положение замка. Положение замка регулируется статьей 253.6.2 Приложения J к Международному спортивному кодексу FIA 2022 года: “Поясные ремни должны плотно прилегать к изгибу между тазовой костью и верхней частью бедра. Ни при каких условиях ремни нельзя прижимать к области живота”.
HANS можно использовать с ремнями безопасности, омологация которых подразумевает как ширину >70 мм, так и >44 мм; а также с ремнями с маркировкой "только для использования FHR" или "только для HANS".
Также разрешены омологированные FIA системы двойных плечевых ремней. В них один ремень располагается на плечах водителя, под HANS, второй – на HANS, как при стандартном использовании HANS. Важно, чтобы обе пары ремней были затянуты одинаково туго.
Рис.9 Пример системы двойных ремней
Положение регуляторов для ремней безопасности с 5, 6 и 7 точками
Если регулятор плечевого ремня расположен на HANS, то его верхний край должен находиться на расстоянии максимум 70 мм от нижнего края устройства защиты, как показано на рис.10 (это не относится к системе двойных ремней).
Если регулятор плечевого ремня находится между HANS и замком, он должен быть ниже устройства защиты минимум на 25 мм.
Рис.10
Положение регуляторов для ремней безопасности с 8 и 9 точками
При использовании двойных плечевых ремней обязательно минимальное расстояние (B) между нижним краем HANS и местом соединения двух ремней (ремня HANS и ремня безопасности автомобиля). См рис.11.
Рис.11
Минимальная дистанция определяется следующим образом:
водитель находится в гоночной позиции, в шлеме, с HANS и с пристегнутыми ремнями безопасности
водитель должен наклонить тело и голову вперед как можно дальше
в этом положении измеряется горизонтальное расстояние от передней поверхности воротника HANS до самой задней точки шлема (расстояние A)
B = 100 мм минус расстояние A
Угол наклона плечевого ремня для ремней безопасности с 5, 6 и 7 точками – вид сверху
Точки крепления плечевых ремней на автомобиле должны быть симметричны относительно центральной осевой линии кресла. Если смотреть сверху, угол между ремнями должен составлять 20°-25°, как показано на рис. 12, и никогда не выходить за пределы диапазона 10°-25°. Ремни могут соприкасаться или даже перекрещиваться друг с другом, если это необходимо.
Важно убедиться, что крепление плечевых ремней не скользит вбок.
Рис.12
Угол наклона плечевого ремня для ремней безопасности с 5, 6 и 7 точками – вид сбоку
В автомобиле с салоном седан задний участок плечевого ремня должен быть направлен вниз от самой верхней точки контакта с ремнем HANS, к точке крепления на автомобиле, под углом примерно 20° (рис.13).
Рис.13
При использовании HANS с откинутым сиденьем (например, в открытом кокпите), задняя часть плечевого ремня должна располагаться горизонтально от самой верхней точки контакта с ремнем HANS до точки крепления на автомобиле, предпочтительно под углом 0°. Допускается диапазон угла 0°-10° (рис.14).
Рис.14.
Угол наклона плечевого ремня для ремней безопасности с 8 и 9 точками
При использовании двойных плечевых ремней с откинутым креслом (как в открытом кокпите), точки крепления ремней безопасности должны находиться на 60 мм +/- 15 мм ниже точек крепления ремней HANS (рис.15).
Рис.15. Установка двойных ремней в автомобилях, где (X = < 200 мм)
В седанах точки крепления двойных ремней безопасности могут находиться на той же высоте, что и точки крепления ремней HANS (рис.16).
Рис.16. Установка двойных ремней в автомобилях, где (X = > 200 мм)
Если ремни HANS и ремни безопасности установлены на одной трубе каркаса, ремни HANS должны быть прикреплены к трубе по бокам от ремней безопасности, как показано на рис.16. В исключительных случаях, боковые ремни могут быть установлены с большим расстоянием Y, вплоть до расположения на параллели друг с другом, но не расхождения.
Итак, теперь вы знаете много об устройстве одной из самых популярных систем защиты!
Выбрать нужную вы всегда можете в соответствующем разделе нашего каталога, либо же обратиться к нашим менеджерам для консультации и подбора.