Птичка нам донесла, что мы недостаточно раскрыли тему пожаротушения, не рассказав отдельно про такой огненный род гонок, как дрэг.
Мы решили это исправить. Жёстко и по существу, потому что с огнём шутки плохи.
Итак, от чего может зависеть выбор системы пожаротушения для дрэг-рейсинга?
Основное – класс автомобиля и тип топлива. То есть, ЧТО горит и В ЧЁМ горит.
Все ссылки на технические листы, списки, стандарты даны в конце статьи.
Если регламент не устанавливает другое, приоритетом являются правила FIA (которые почти целиком дублирует РАФ).
Классы пожаров
На некоторых моделях систем пожаротушения с омологацией указано, для каких типов пожаров она подходит.
FIA в Техническом списке №52 указывает классификацию пожаров/возгораний:
Класс I - Бензин (по определению п. 9 статьи 252 Приложения J 2014 года)
Класс II - Бензин + до 30% этанола
Класс III - Дизельное топливо в соответствии с п. 9 статьи 252 Приложения J 2014 года
Класс IV - Этанол до 100% или метанол до 100%
Класс V - Любое другое специфическое топливо
Класс можно определить и по цвету этикетки: класс I - белая, класс II - желтая, класс III - серебряная, класс IV - зелёная, класс V - бирюзовая. Золотая этикетка – система подходит для тушения нескольких классов горючего.
Классы пожаров (американская версия)
На огнетушителе также могут находиться подобные знаки с буквами.Они используются для следующей классификации:
Класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов (дерево, ткань, бумага, резина, многие пластмассы, …)
Класс B – пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов
Класс C – пожары объектов, которые находится под напряжением электрического тока
Класс D – горение металлов и металлосодержащих веществ. (титан, магний ,...)
Эти значки имеют только дополнительное информирующее значение.
Примерно 100% систем пожаротушения в любом случае подходят для тушения пожаров класса В – связанных с топливом.
Основные требования (омологация, объем)
Согласно общим правилам для дрэг-рейсинга от FIA:
Обязательна установка системы пожаротушения, прописанной в правилах конкретного класса.
В категориях, где не требуется система пожаротушения, рекомендуется наличие ручного огнетушителя у пилота и/и каждого члена экипажа (с сухим химическим или углекислотным агентом, объемом минимум 1,13 кг)Для промодов, Top Fuel, Top Methanol, Funny Car, Pro Stock и Top Methanol Funny Car обязательно использование системы с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или SFI 17.1.
Для переднемоторных автомобилей с открытым кузовом с наддувом или турбонаддувом (бензин или метанол), проходящих гонку за 7,49 секунды (*4,49) или быстрее, обязательна система с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1 весом 8,5 кг.
Во всех остальных автомобилях должны быть установлены системы пожаротушения с возможностью активации изнутри/снаружи. Также во всех остальных автомобилях допустимо использование пожаротушащих агентов полного затопления, если они не запрещены местным законом. Сюда входят: пена AFFF, 4Fire Universal, FX G-TEC, Viro3, порошок или любое пожаротушащее вещество, разрешенное FIA.
Минимальный объем вещества должен быть следующим:
• AFFF – 2,4 л
• Novec 1230 – 2 кг
• Порошок – 2 кг
Далее – больше подробностей о правилах для отдельных классов.
Правила для промодов:
Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны располагаться перед каждым блоком выпускных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и располагаются у ног пилота.
Правила для топ-метанола:
В случае, когда пилот находится за двигателем, обязательна система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1.
Правила для топ-метанола funny car:
Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны распологаться перед каждым блоком выпускных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и распологаются у ног пилота
Правила для pro-stock:
Система минимум 2,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1.
Двигатель автомобиля должен выключаться при активации системы пожаротушения.
Правила для funny car:
Система минимум 8,5 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1. При этом минимум 6,2 кг агента должно находиться в моторном отсеке (сопла должны располагаться перед каждым рядом выхлопных коллекторов); оставшиеся 2,3 кг или более остаются для кабины и располагаются у ног пилота
Правила для top fuel:
Система минимум 2,3 кг с омологацией FIA 8865-2015 (Технический список №52); или входящая в Технический список №16; или с омологацией SFI 17.1.
Слово РАФ
Установка системы пожаротушения обязательна при использовании системы впрыска водно-спиртовых растворов
Разрешены к использованию системы, указанные FIA и SFI
Если не запрещено регламентом соревнования, разрешено использование системы пожаротушения РАФ СПА (AFFF/AR)
Запрещено применение хладоновых систем пожаротушения (хладон оказывает токсическое воздействие на организм человека и отрицательно воздействуют на озоновый слой Земли)
- Рекомендовано наличие СП на кузовных автомобилях с неизменённой топливной системой с ЕТ до 11 секунд
- Обязательно наличие СП на кузовных автомобилях с неизмененной топливной системой с ЕТ до 11 секунд в случае установки системы закиси азота с направлением в зону впускного коллектора
- Обязательно наличие СП на кузовных автомобилях с ЕТ от 11 до 7,5 секунд, во всех закрытых транспортных средствах быстрее 8,00 секунд (1/4 мили) и, если изменена оригинальная топливная система, СП должна быть объемом минимум 4 кг и иметь омологацию РАФ, FIA или SFI
- Обязательно наличие СП для автомобилей с ЕТ быстрее 7,5; в драгстерах типа Top Fuel с двигателем спереди, всех ТС с турбонаддувом с закрытым стекловолоконным или композитным кузовом, которые проходят дистанцию быстрее, чем за 8,99 (¼ мили), обязательно наличие в кабине СП с объемом минимум 9 кг и омологацией FIA, SFI или РАФ
Стандарт SFI 17.1 (а наш текст про системы пожаротушения – здесь)
SFI разрешает использовать только жидкие и газообразные агенты.
Система пожаротушения должна обеспечивать тушение пожара класса В (пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов).
Список производителей и моделей, разрешенных к использованию SFI, можно найти здесь. Согласно ему, разрешены системы с холодным огнём, газами Novec 1230 и FE 36, пеной AFFF и FireXPlus/GemFoam.
Запрещены сухой, углекислотный и галоновые агенты.
В стандарте SFI требования к объему не указаны.
Правильная установка
Основное сопло (сопла) должно быть направлено так, чтобы защитить пилота. Система делится так, чтобы не более двух третей вещества распылялись в моторный отсек через сопла, расположенные перед каждой серией выхлопных труб и направленные на двигатель. Остальная треть вещества должна распыляться в кабину пилота через сопло(а), находящееся рядом с рулевой колонкой и направленное на пилота согласно рекомендациям производителя (но не в голову пилоту). Во всех системах пожаротушения распыляемое содержимое должно быть разделено на части согласно рекомендациям производителя.
Ссылки на документацию:FIA. Технический список N°16 – все омологированные FIA модели систем пожаротушения.
FIA. Технический список N°52 – омологированные FIA системы с газообразным агентом, с характеристиками.
FIA. Технический список №6 – омологированные FIA системы с AFFF, с характеристиками.
FIA . Приложение J 2023 года к статье 253 об оборудовании безопасности
SFI. Стандарт 17.1
РАФ. Технические требования к автомобилям для дрэг-рейсинга. Приложение №6 27, 2023
РАФ. Приложение 6 к КиТТ – Одобренные РАФ системы пожаротушения для спортивных автомобилей (СПА)