+7 499 390-45-25 Пн-Пт 10:00 - 21:00 Сб-Вс 11:00 - 21:00

ЗАКОН И ПОРЯДОК. ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ОМОЛОГАЦИИ

Каждый, кто начинает интересоваться вопросом участия в автоспортивных соревнованиях, почти сразу встречает понятие “омологация”. Выглядит это как набор букв и цифр, которые требуют организаторы соревнований от комбинезонов, шлемов, ремней и много чего ещё. К нам часто обращаются как новички, которым нужен краткий ликбез по омологациям, так и профи, у которых появились уточняющие вопросы. 

Для тех, кто любит разбираться в теме основательно, мы решили составить универсальный материал про основные компоненты экипировки, к которыми могут предъявляться требования по омологации. На самом деле, омологироваться и требоваться регламентом соревнований может множество вещей: от сеток на окна до топливного отсека и дистанционного привода.

Мы сосредоточимся на нескольких основных видах омологации, которые используются и требуются большинством организаторов гонок по всему миру: FIA, SFI, Snell.

Кстати, само слово “омологация” в разговорном языке легко может быть заменено на “сертификацию”, “стандарт” или “подтверждение”.

FIA, Международная федерация автоспорта (Fédération Internationale de l'Automobile) – главный босс в мире регулирующих весь автоспорт организаций. В частности – устанавливает стандарты, предъявляемые к экипировке. У них самые строгие требования к качествам каждого экипировочного компонента. Продукты с FIA омологацией самые безопасные и самые дорогие.

CIK-FIA, Международная комиссия картинга  это отдельный орган FIA и название соответствующей омологации.Fédération_Internationale_de_l'Automobile_(emblem).svg.pngSFI – американская организация, которая диктует стандарты безопасности в автоспорте США. Если у экипировки только омологация SFI, в европейских гоночных сериях участвовать не удастся. Но об омологации SFI абсолютно точно нужно знать. Хотя бы на случай, если организатором омологация не указана, а требуется, например, параметр огнеупорности элемента одежды – SFI отлично подойдет.SFI-Logo.png

Также в разделе про шлема рассмотрим стандарты Snell, которые сертифицируют только этот вид экипировки.

Информация о разработке и вступлении в действие новых стандартов всегда публикуется на официальных сайтах организаций.


Шлемы

Шлемы для картинга

Одежда и обувь

Ремни

Защита шеи: автоспорт

Защита ребер: картинг

Кресла

Системы пожаротушения

FAQ


Шлемы

Шлем – поистине один из важнейших элементов экипировки, поэтому к нему за десятилетия развития автоспорта выработалось огромное количество требований, которые проверяются не менее многочисленными испытаниями. В зависимости от омологации, могут тестироваться и обуславливаться в обязательном порядке материалы корпуса и подкладки; вес; застежки и ремешки; угол обзора; подверженность влиянию температур, жидкостей, химических средств, солнца; огнейстойкость; не говоря уже об ударах разного характера и силы.

Самые новые и жесткие стандарты FIA – 8860-2018 и 8860-2018 ABP, разработанные с участием F1. Во втором варианте предусмотрен чуть более узкий визор, особенно сильные ударопоглощающие свойства и сверхпрочная защита от осколков. Шлемы FIA 8860-2018 ABP на данный момент используются лишь в Formula 1 и других гонках формульного типа – там, где пилоты наиболее уязвимы за счет открытого кокпита.

Еще одна действительная омологация – FIA 8859-2015.

Омологация FIA 8860-2010 продолжает действовать до 2028 года, при условии полной сохранности шлема.

SFI 31.1 – стандарт для огнеупорных шлемов, SFI 41.1 – без требования к огнеупорности, SFI 24.1 – стандарт детских шлемов. Срок действия омологации SFI на шлемы не ограничен (по состоянию на 2023).

Snell – американская некоммерческая организация, которая занимается сертификацией исключительно шлемов. Почему? Её основали друзья гонщика Уильяма Снелла, который погиб в 1956 году из-за травмы головы. С тех пор фонд Snell исследует, испытывает и сертифицирует безопасность защитных шлемов. На регуляцию всего международного автоспорта Snell не претендует.

Snell обновляют требования каждые 5 лет, последним стандартом является SA2020. Максимальный срок службы шлемов Snell составляет 10 лет (т.е. 2 цикла по 5 лет), при условии сохранения шлемом всех качеств. При регулярном использовании шлема, рекомендуется менять его хотя бы раз в 5 лет.

А что после “истечения срока годности”? Можно ли пользоваться шлемом SA2015 или даже SA2010 в 2023 году и далее? 

Snell установил десятилетний срок службы шлемов со своей сертификацией, так что стандарт SA2015 действует до 31.12.2023, но уточнять требования к шлему нужно каждый раз у организатора гонок. Шлемами SA2010 уже никак нельзя пользоваться, разве что в случаях, когда в регламенте соревнований вообще нет требования к омологации.Capture1.pngКак проходят испытанияGroup 53.png

Технический список FIA #25, указывающий действующие омологации в международном автоспорте. Омологация SFI в этот список не входит.изображение_2023-02-13_102356026.png

У шлемов может быть обозначена двойная омологация: FIA и Snell. В таком случае при допуске к соревнованиям учитывается именно сертификация FIA. На практике это означает, что если срок омологации Snell конкретного шлема превышает срок его FIA омологации, то использовать его по истечении FIA-срока будет нельзя. Конечно, при условии, если в регламенте гонки прописана сертификация FIA.

Шлемы для картинга

Для соревнований по картингу подходят те же шлемы, что и для автоспорта (но каждый раз нужно изучать регламент гонок). 

Существуют отдельные омологации шлемов для картинга: Snell K2020, Snell-FIA CMR2016, Snell-FIA K2015, Snell-FIA CMS2016, Snell-FIA CMR2007, Snell-FIA CMS2007, бессрочные по состоянию на 2023 год. Snell-K2010 действует до конца 2023 года.

В этом списке Snell CMR и Snell CMS – омологации для детского картинга (до 15 лет). При этом пилот старше 15 лет может использовать шлем CMR, если шлем подходит по размеру, а пилот младше 15 будет допущен к соревнованиям только в шлеме CMR.

Использовать шлемы с картинговыми омологациями можно исключительно для картинга. Ключевые отличия этих шлемов от моделей для автоспорта – в них не требуется огнестойкая подкладка, поскольку на картодроме практически отсутствует риск воспламенения, и отсутствуют закладные гайки для устройства защиты шеи.

Одежда (комбинезоны, нижнее белье, перчатки) и обувь

FIA 8856-2018 – самая новая омологация для комбинезонов, перчаток, обуви и нижней одежды. Это самый продвинутый стандарт, который будет постепенно утверждаться на всех санкционированных FIA мероприятиях в течение нескольких лет, до 2029 года.

Впервые, именно на нашивке с омологацией FIA 8856-2018 стала указываться дата истечения её срока – через 10 лет после производства предмета одежды. Правда, на данный момент это правило распространяется только на события, в которых FIA выступает организатором.

И кстати, располагаются нашивки теперь на видном месте, для легкой проверки.hybrid+tecnica+tag+2.jpg

По сравнению с предыдущим стандартом, в 8856-2018 в первую очередь были усовершенствованы параметры безопасности: время защиты от прямого пламени повысилось до 12 секунд (с 10); огнестойкие слои стали толще, что чуть увеличило вес; а носки теперь все длиной по колено. В совокупности изменения были прописаны, как это полагается, на 50 страницах.

Предыдущий стандарт, FIA 8856-2000, тоже действителен – до конца 2029 года.

CIK FIA – омологация одежды для картинга, для взрослых и детей. Делится на Level 1 и Level 2, второй – более продвинутый. Комбинезоны Level 2 шьются из более прочного материала, Cordura, и обладает усиленными износостойкими свойствами на большей поверхности, чем Level 1. Поэтому Level 1 больше подходит для любительского картинга на крытой площадке, а Level 2 – для участия в соревнованиях.Speed_suit_Level2_Mars_black-yellow_104011201_TAG-500x500.jpgКстати, если в регламенте соревнования в любой дисциплине прописано использование гоночного комбинезона, без указания омологации, картинговый комбинезон – самый дешевый вариант.

У SFI действуют стандарты SFI 3.2A для комбинезонов и SFI 3.3 для прочих предметов одежды и обуви (нижнее белье, перчатки, аксессуары). Если углубляться в вопрос, то омологация SFI 3.2А и SFI 3.3 указывается в сопровождении цифры:  SFI 3.2А/1, SFI 3.2A/15, SFI 3.3/20 и т.д. Если вы внимательно читали наши предыдущие статьи, то уже знаете, что это число – рейтинг теплозащитных характеристик (TPP, thermal protective performance). Подробнее мы рассказывали здесь, но еще раз напомним, что чем выше рейтинг, тем выше теплозащита и больше времени до ожога пилота.

Ремни

Самый новый стандарт – FIA 8853-2016, допускает использование только 6-точечных ремней. Также действует омологация FIA 8854/98 для 4-точечных моделей, подходящая в основном для исторических автомобилей.

У ремней SFI может быть омологация 16.1, 16.5 и 16.6 в зависимости от уровня гонок и 16.2 для детских ремней, омологацию имеют ремни с 5 и 6 точками. Чем “ниже” версия, тем меньшая нагрузка предусмотрена на ремни. Можно руководствоваться принципом, что чем выше рейтинг сертификации ваших ремней, тем лучше.

Существенная разница омологаций заключается в сроках разрешенного использования ремнями. SFI сертифицирует ремни на 2 года, FIA – на 5 лет (отсчитываются с 1 января года, последующего за годом производства, т.е. вполне себе все 6 лет).

С учетом того, что ремни FIA производятся из нейлона, а SFI чаще из менее прочного полиэстера и требуют замены каждые 2 года, приобретать FIA-модели обычно выгоднее, несмотря на то, что они дороже SFI.

Всё о ремнях безопасности мы рассказывали в одной из наших статей, и там много интересных подробностей!

Кстати, если вы покупаете ремни не у авторизованных дилеров, будьте внимательны – одинаковая нашивка с омологацией и датами должна присутствовать на каждом ремне. Но, конечно, мы рекомендуем приобретать только оригинальную продукцию профессиональных брендов вроде OMP, Sparco, Schroth у официальных представителей, чтобы не столкнуться с подделкой или репликой.

Использовать полностью функционирующие ремни с истекшей омологацией можно для нерегламентированного применения – например, для трек-дней.24_FIA-Tag_1200.jpg

Защита шеи: автоспорт

Полный список моделей защиты с омологацией FIA 8858-2010 и сроки окончания их действия можно найти на сайте FIA под номером 26. Все FIA модели опираются на дизайн и характеристики защиты типов HANS и Hybrid.

У SFI действует стандарт SFI 38.1, в котором нет ограничений к производителям по части конструкции защиты. Поэтому, в частности, омологацию SFI имеют нетипичные для мирового автосообщества модели производителя NecksGen.011-racequip-helmet-vesta15-necksgen.jpgУ FIA, в отличие от SFI, нет требований по повторной сертификации устройств производителем каждые пять лет. Однако эта мера рекомендована в любом случае, поскольку ремни могут износиться или растянуться. После серьезной аварии лучшим решением будет заменить защиту.

Защита ребер: картинг

Несколько лет назад FIA утвердила омологацию 8870-2018, а обязательной для всех санкционированных FIA соревнований она стала лишь в 2022 году. При наличии защиты движения тела, рук, головы и шеи пилота не ограничены, при этом он защищен от ударов о руль, рулевую колонку или край кресла. Список #87 моделей защиты со стандартом FIA. У нас представлены главные омологированные модели от OMP (первыми представили защиту с FIA-омологацией), Stilo, Bengio и Sparco; женская версия есть только у модели Bengio AB7.

Защиту пилоты носят под комбинезоном для картинга, от которого также требуется омологация CIK FIA.OMPKS-5-p.jpgSFI сертифицируют только детскую защиту: стандартом 20.1/1 для детей 5-8 лет и 20.1/2 для 9-12 лет. На данный момент требований к повторной сертификации этих омологаций не предусмотрено.

Кресла

У FIA на данный момент действуют три омологации FIA 8862-2009, FIA 8855-2021, FIA 8855-1999.

FIA 8862-2009 – передовой стандарт гоночных сидений, обязательный для большинства профессиональных гоночных серий, включая ралли, кольцевые гонки и подъемы на холмы. После производства кресла омологация действительна в течение 10 лет. 8862-2009 предусматривает повышенный стандарт пожарной безопасности; наличие в кресле энергопоглощающих вставок в районе головы, плеч и таза; испытания вместе с боковым крепежом, поэтому в последнее время некоторые кресла устанавливаются только с помощью специально разработанного для них бокового крепежа; и много других апгрейдов. Пока большинство кресел устанавливаются с помощью универсального бокового крепежа, требования к которому прописаны в соответствующем техническом регламенте FIA.

Стандарт 8862-2009 тестируется очень жестко, тесты предусматривают моделирование удара с воздействием около 70G – для сравнения, воздействие во время аварии Ромена Грожана в Бахрейне в 2020 году было оценено в 67G.

Также продолжает действовать омологация FIA 8855-1999, кресла с которой остаются одними из самых распространенных. Все кресла FIA 8855-1999 отмечены датой FIA «недействительны после», которая представляет собой год спустя 5 лет после окончания года изготовления. Место будет действительным в FIA до 31 декабря года «недействительно после». Таким образом, если ваше сиденье будет произведено в 2022 году, оно будет действительным в FIA до конца 2027 года.

Другая омологация, FIA 8855-2021, тоже обладает самыми прогрессивными требованиями, и является своего рода братом 8862-2009 в гораздо более доступном ценовом сегменте. По сравнению с 8855-1999, кресла 8855-2021 имеют большую прочность и защиту при ударном воздействии сзади, обеспечивают усиленную поддержку таза, плеч и головы при боковых ударах и обладают другими важными усовершенствованиями. Эта омологация предусматривает защиту при высокоскоростных ударах до 42G.

FIA 8855-2021 на 60% приблизил требования по прочности и безопасности к омологации самых профессиональных кресел, FIA 8862-2009, которая используется в автоспорте высшего уровня типа WRC. При этом стоимость кресел 8855-2021 в десятки раз меньше. Были проведены значительные исследовательские и производственные работы, чтобы оптимизировать создание кресел по этому стандарту и сделать их доступными по цене. Испытания стандарта  8855-20218855_seat_testing_2_credit_-_fia_0.jpg8855_seat_testing_9_credit_-_fia_1.jpg

Поскольку кресла со спецификациями FIA 8855-2021 и FIA 8862-2009 подходят не под все автомобили, поэтому продолжает действовать уже упомянутый стандарт FIA 8855-1999. Список кресел с этой омологацией находится здесь – смотрите внимательно, у многих моделей из списка срок сертификации истек в 2022.

Системы пожаротушения и огнетушители

Про пожарные системы у нас тоже есть отдельный материал! Омологации FIA и SFI включают в себя ручные огнетушители, механические и электрические системы пожаротушения.

У FIA действует стандарт 8865-2015, все омологированные модели перечислены в техническом списке #16. Отдельно в списке #6 прописаны параметры выбора системы пожаротушения с действующим веществом AFFF, в списке #52 – параметры для систем с газообразным агентом (Novec и др.). Всё на сайте FIA!

Проверять и ресертифицировать системы пожаротушения обязательно минимум каждые 2 года у производителя или представителя, и, разумеется, проверке/замене подлежит использованная система.

Согласно требованиям FIA, системы должны располагаться в кабине либо в багажном отделении при условии нахождения на расстоянии минимум 300 мм от внешних краев кузова во всех горизонтальных направлениях; крепиться минимум 2 металлическими скобами; материал системы должен функционировать в диапазоне температур от -15°C до +80°C. Системы должны располагаться в зоне досягаемости для активации пилотом или штурманом при обычной посадке с пристегнутыми ремнями. На кузове рядом с тросом или кнопкой активации системы должна быть наклейка с буквой Е. Огнетушители же должны находиться в зоне быстрой досягаемости пилота и штурмана.

Омологация систем пожаротушения у SFI – 17.1, так же требуется повторная сертификация минимум каждые два года.

Системы пожаротушения с момента установки служат в течение 6 лет в случае SFI и 10 лет у FIA, только при сохранении абсолютной целости и невредимости системы, а также наличии отметок о своевременном обслуживании.

Само собой, модифицировать системы и огнетушители нельзя (добавлять форсунки, использовать шланги от других систем и т.д.), это лишает их омологации, а пилота – допуска к соревнованиям, соответственно.

FAQ

Знаем, знаем, что тема омологации очень объемная, не всегда понятная в целом, и к ней изначально могут появляться базовые вопросы. Отвечаем на самые популярные.

Какая омологация нужна на трек-дни? Если я не собираюсь участвовать в профессиональных соревнованиях, какая нужна экипировка?

Для трек-дней, как правило, не такие жесткие требования по омологации. Не устаем напоминать, что все требования описываются в регламенте соревнований, и часто они весьма уникальны. Например, могут требоваться только омологированные ремни безопасности и кресло, но при этом допускается их уже истекшая омологация, или вместо комбинезона прописывается просто одежда с длинным рукавом и так далее. Несмотря на иногда встречающиеся низкие требования, мы крайне не рекомендуем экономить на вашей безопасности или легкомысленно относиться к вопросу сроков действия, сохранности экипировки, соблюдения технических требований. Как говорится, лучше перебдеть, чем…

Какие требования в прокате картинга? Нужна омологация?

Начать стоит с приобретения  подшлемника и перчаток, далее стоит подумать на счет шлема и защиты ребер, после этого станет ясно что ваши намерения серьезные и можно обзавестись своим комбинезоном и ботинками.

Какое отношение ко мне имеют эти международные омологации, если я катаюсь в России? Разве главным санкционирующим органом не является РАФ?

11 декабря 1992 года генеральная ассамблея FIA приняла РАФ в члены FIA и признала ее автоспортивную власть на всей территории России. В общем, закон FIA – и у нас закон (конечно, если об этом написано в регламенте конкретных соревнований ;).

А что вообще меняется от более старых к более новым омологациям?

Постоянно анализируются новые данные регистраторов аварийных данных на гонках, в результате чего предъявляются новые требования к безопасности на будущее. Измерения с каждым стандартом становятся всё жестче, производительность компонентов экипировки всё выше. Так, для ремней может увеличиваться скорость удара/столкновения, при котором они способны удержать пилота, или сила воздействия, необходимая для разрыва ремней.

Другие статьи