Ремни – основа основ безопасности. Даже если вы занимаетесь гонками в любительском формате и требования по использованию ремней вам лично никто не предъявляет, хотя бы 4-точечные ремни безопасности – это отличная идея, потому что в конечном счете они позволят вам высвободить внимание, повысить скорость и улучшить результаты. Спасение жизни как бонус.
Изучаем ремни, чтобы удержаться в кресле – от восторга, разумеется.
Как известно, чем меньше вес примерно всего в автоспорте, тем лучше – касается ли это автомобиля или экипировки. Цели у этого две – максимально облегчить участь пилота и выжать всю возможную скорость авто. Поэтому производители постоянно стремятся сделать свои продукты еще легче и всячески модифицируют материалы с этой целью.
То же касается и ремней. Главный принцип в том, что ремни с крепежами из алюминия и сплавов легче, чем со стальными. Ремни с алюминием можно встретить у Sparco, OMP, QSP, Schroth. Стальные крепежи типичны для ремней начального уровня и, как правило, более тугие и тяжелые в пользовании.
Крепежи из алюминиевого сплава легче, удобнее отстегиваются, их легче ослабить. Мы смело рекомендуем именно этот вариант для всех типов соревнований.
Существуют ремни шириной 2 и 3 дюйма, а некоторые модели даже сочетают оба варианта.
На любительские соревнования можно выбирать ремни исходя из комплекции пилота: 2” для небольшого телосложения, 3” для более крупного.
С устройствами защиты шеи можно использовать любую ширину, но более удобны и распространены 2-дюймовые ремни. Если вы решили использовать защиту шеи и у вас уже есть 3" ремни, можно использовать их, только не забудьте перекрестить их за креслом для более надежной фиксации на устройстве.
Также существуют ремни с переходом с 3 на 2 дюйма, использовать их можно только с устройством защиты шеи. Если вы выбираете ремни конкретно под защиту, рекомендуем обратить внимание именно на такие модели (например, SPARCO 3/2+3+2).
При выборе ширины поясных ремней можно опираться на размер и удобство пилота. Опять же, 2-дюймовый вариант подходит для меньшей комплекции тела, чем 3-дюймовый ремень. Кроме того, 2” ремни лучше соответствуют контуру подвздошного гребня (чуть выше бедер), и более плотно прилегают к этой области у большинства гонщиков. Трехдюймовый ремень в случае аварии может сместиться вверх, что приведет к повреждению незащищенных мягких тканей. Но такие ремни все же используются, и в конечном счете выбор сводится к личным предпочтениям.
Спортивные ремни безопасности могут иметь от 3 до 8 точек крепления.
Омологацию FIA могут иметь 4, 6, 7 и 8-точечные ремни, но, как правило, в регламентах чаще встречаются 6-точечные ремни, а 4-точечные могут использоваться лишь в любительских соревнованиях, 7-точечные встречаются редко, а 8-точечные в основном в Формуле 1, например, PRIME F3 INDY с двойными плечевыми ремнями 3” и 2” для HANS.
4-точечные модели в основном используются в спортивных легковых авто и автомобилях Gran Turismo. Ключевой недостаток таких ремней это риск выскальзывания пилота вниз в случае столкновения, поскольку в 4-точечных моделях нет ремня 5, 6 точки.
Некоторые 4-точечные модели, например, Schroth, оснащены технологией против такого выскальзывания, ASM (anti-submarining). В них на одном из плечевых ремней предусмотрена зона, которая растягивается при ударе, позволяет торсу водителя слегка развернуться и прильнуть обратно к сиденью, а не выскользнуть внизу под поясными ремнями.
Также существуют 3/4-точечные ремни без омологации. Они оснащены упрощенной системой фиксации и замок в них точно такой же, как в заводских ремнях безопасности. Такие ремни также можно встретить на любительских мероприятиях.
Бывают модификации 3-точечных ремней с дополнительным замком на плечевых ремнях
SPARCO Ремни R16 3 точки6-точечные ремни в совокупности с гоночными омологированными креслами обеспечивают наибольшую безопасность, включают в себя два плечевых ремня, два поясных ремня и два паховых ремня между ног. Если вы серьезно настроены и принимаете участие в гонках, технический комитет обязательно обратит внимание на ремни, и как правило, для участия в соревнованиях требуются именно 6-точечные.
Обычно для гоночных автомобилей с открытым кузовом – например, формульных – плечевые ремни короче, чем для закрытого кузова, поскольку ремни крепятся на трубы каркаса сразу за креслом.
Для авто с закрытым кузовом, особенно без каркаса безопасности, ремни гораздо длиннее, чтобы протянуть их для крепления к заводским закладным ременным болтам под задним сиденьем. Если после установки плечевых ремней остается много ленты, ее можно смотать и зафиксировать пластиковой стяжкой.
5-точечные ремни не разрешены FIA, но находят свое применение в авто с открытыми кузовами на бездорожье – например, багги. В таких моделях используется только открытый защелкивающийся замок, который легко чистится. Когда-то они были прогрессом по сравнению с 4-точечными ремнями, но сегодня в основном используются самые новые, 6-точечные модели.
Поясные ремни продаются в конфигурации "pull up"(затягивающиеся вверх) или "pull down" (затягивающиеся вниз), что относится к направлению регулировки ремней. Pull-up легче затягивать самому пилоту, ремни pull-down пилоту проще попросить затянуть кого-то еще.
Выбор этого параметра зависит как от предпочтений пилота, так и от условий его автомобиля: в очень ограниченном пространстве удобнее использовать ремни pull up.
Конечно, производители уже делают и модели, где можно переключаться между регулировкой pull up и pull down, например, ремни Schroth Flexi 2×2.
Существуют и ремни с трещоткой 1/4" и храповым механизмом слева или справа, благодаря которым можно пристегнуться почти намертво. Используется этот зверь мало где, в особых случаях – например, в гонках на спринт-карах или Monster Truck.
Два главных вида замков: latch&link и camlock.
Замки camlock современнее и проще в использовании: чтобы расстегнуть ремни, нужно просто потянуть или повернуть рычажок. Замки latch&link стоят дешевле, требуют чуть больше усилий при расстегивании/застегивании и постепенно выходят из использования.
Camlock
Latch&link
Мы настоятельно рекомендуем крепить ремни к каркасу безопасности автомобиля, а не к полу или другим зонам кузова. Это значительно безопаснее, как и наличие каркаса в принципе!
Правила установки:
– избегайте крепления ремней в местах, не предназначенных для этого
– ремни не должны тереться о прорези или любые острые края
– длина ремней должна быть минимально возможной
– при креплении болтами, избегайте установки болтового выступа в местах, где его может что-то погнуть
Существует 3 основных способа установки ремня безопасности:
Болт вкручивается в специальное отверстие с закладной гайкой внутри кузова автомобиля, можно использовать заводские или установить закладную в нужном месте. Перед затягиванием болта нужно правильно настроить направление ремней, до фиксирования пластины, кроме тех случаев когда используется специальная втулка которая делает возможным вращение пластины вокруг оси крепежного болта. Такое крепление занимает меньше места, чем рым-болт, и лучше подходит для случаев ограниченного пространства в области крепежа. Часто таким образом крепятся ремни 5 и 6 точек.
В этом типе крепления используется карабин quick link или clip-in с подпружиненным затвором в виде цельной металлической пластины. Она защелкивается на рым-болте, который ввинчивается в закладные, так же как при болтовом соединении (bolt-in). Этот тип крепления предпочтителен, поскольку обеспечивает большую гибкость угла наклона ремня безопасности.В карабине clip-in имеется небольшое отверстие для установки шплинта, чтобы он не расстегнулся в процессе эксплуатации, а quick link фиксируется специальной гайкой.
Большинство ремней безопасности оснащены съемными пряжками clip-in/bolt-in. Это сделано для того, чтобы ремни можно было закрепить к каркасу методом wrap.Эксклюзивные крепления
Существуют также ремни безопасности с креплениями, предназначенными для конкретных моделей авто, например, для гоночных Porsche. Они имеют особый тип крепления для прямой установки на автомобиль.
При выборе ремней обратите внимание и на опции, которые сегодня предусматривают производители. Безопасность на первом месте, но на конкурентном рынке бренды соревнуются и в комфортных фишках для пилотов.
Ленты, закрепленные на застежках для более удобной регулировки.
Для удобства плечевые ремни комплектуются лентами-липучками для фиксации трубок подачи воды и проводов переговорных устройств.
Специальные кронштейны SCHROTH B 23 делают возможным установку карабинов clip-in, когда для рым-болтов недостаточно места.
Ну и конечно, мягкие накладки на плечевые ремни.
Омологация
Как многие элементы экипировки, ремни нужно выбирать со сводом правил соревнований в руках. Обычно требуются ремни с омологацией SFI или FIA.
Очень существенная разница омологаций заключается в сроках разрешенного использования. Гоночные ремни быстро теряют эксплуатационные свойства из-за натяжения, которому регулярно подвергаются, поэтому пользоваться ими десятки лет как ремнями в обычном легковом авто нельзя.
SFI сертифицирует ремни на 2 года, FIA – на целых 5 лет. Откуда эта ощутимая разница? Дело в материалах. FIA требует использование в ремнях полиэстеровой нити, SFI по-прежнему разрешает нейлоновую. Сама нейлоновая нить прочнее, но более тонкая нить полиэстера позволяет переплетать ее несколько раз, что увеличивает прочность полотна. Нейлон обладает большей растяжимостью, а полиэстер отталкивает воду и быстрее сохнет. После двухлетнего воздействия ультрафиолетовых лучей нейлон теряет 52% своей прочности и разрывается при нагрузке 5 069 фунтов. Полилиэстер теряет 23% прочности и рвется при нагрузке 8 056 фунтов (минимальное требование SFI – 6 300 фунтов). Некоторые производители SFI тоже используют полиэстер, но требование заменять ремни каждые 2 года остается. Можно относиться к этому как к большей заботе со стороны SFI, которые предполагают, что вы участвуете в изматывающих гонках каждые выходные, круглый год, в открытом кокпите и при любых погодных условиях, особенно при палящем солнце с мощным ультрафиолетом.
Имейте в виду, что рейтинг сертификации тоже важен. Метки с указанием уровня сертификации обычно находятся на самих ремнях. У SFI это может быть 16.1, 16.5 и 16.6 в зависимости от уровня гонок и 16.2 для детских ремней. Чем ниже версия, тем меньшая нагрузка предусмотрена на ремни. Можно руководствоваться принципом, что чем выше рейтинг сертификации ваших ремней, тем лучше.
Омологация SFI 16.1
Текущая сертификация FIA – 8853-2016. Стандарт FIA составляет 5 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом производства. Например, 6-точечный ремень безопасности, купленный в 2023 году будет иметь бирку, что ремень недействителен после 2028 года.
! В случае аварии менять ремни нужно на любом сроке их использования.
Надеемся, после прочтения этой статьи вам стало понятнее, что, куда, когда и как пристегивать. А если на вопрос “что” вы хотите получить индивидуальную консультацию и затем принять уверенное решение – пишите в чат на сайте, звоните нашим менеджерам или приезжайте в шоурум, мы всё покажем и даже пристегнём!